Определяя современность как существование человека "в условиях отсутствия Бога", философия в 20 в. объясняет формирование данной культурной установки тем недоверием, которое человек испытывает ко всему, что не сделано его руками, ибо не способен принять бытие как "свободный дар ниоткуда", стремясь артикулировать его как продукт собственной деятельности.
По формулировке Аренд, "чем больше развита цивилизация, тем более совершенный мир она создает; чем более дома чувствуют себя люди в этой искусственной среде, тем больше будет их возмущать все постороннее, ими не произведенное, что просто и таинственно ниспослано им". Атеизм трактуется современной философией как
основанный на фундаментальной негативности. С одной стороны, "живя под знаком завершившейся истории, уже на берегу текущей мимо реки", человек, "уподобившись Богу" в своем удовлетворении универсумом и всеведением, "не останавливается на Боге", побуждаемый имманентной своей "страстью негативности" (Бланшо).
С другой стороны, по оценке Батая, фундирующая западноевропейскую культуру философия Гегеля в современной своей интерпретации "обнаруживает себя философией смерти (или, что то же самое, Атеизм)", ибо основана на негативности — прежде всего, "негативности человека, которая дана в смерти" (Батай).
Классическое понятие Атеизма: по формулировке Вейль, "одна из драгоценных радостей земной любви — радость служить любимому существу так, чтобы оно не знало об этом. В любви к Богу это возможно лишь через атеизм".