>
Среда, 13.12.2017, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Почитать о разном | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Гностицизм [1]
Атеизм [1]
Христианство [1]
Иудаизм [1]
Индуизм [1]
Оккультизм [1]
Телема [0]
Теософия [0]
Караизм [0]
Ислам [0]
Бахаи [0]
Сикхизм [0]
Джайнизм [0]
Буддизм [1]
Бон [0]
Даосизм [0]
Конфуцианство [1]
Као Дай [0]
Синтоизм [0]
Омото-кё [0]
Саентология [0]
Сатанизм [0]
Зороастризм [0]
Шаманизм [0]
Вуду [0]
Марийская религия [0]
Асатру [0]
Родноверие [0]
Викка [0]
Растафарианство [0]
Религия Античной Греции и Рима [0]
Славянское и Скандинавское Язычество [0]
Религия Древнего Египта [0]
Религия Древних Шумеров [0]
Ведизм [0]

Главная » Статьи » Энциклопедия мировоззрений » Христианство

Христианство
Христианство возникло в Иудее в 1 в. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе Мессии. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время было развитие и широкое распространение эллинизма. На возникновение Христианства также повлияли три философские школы — стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В этот время и до 3 в. в империи распространен и чрезвычайно популярен культ Митры и герметизм. В 4 в., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору (см. Понтий Пилат). Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов. Во второй половине 1 в. и в первой половине 2 в. Христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине 2 в. христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

Одним из важных элементов перехода Христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом во 2 в. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.

Расширение Христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что Христианство этого периода представляло из себя не единую Церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу 2 в. церковный историк конца 4 в. Филастрий определяет числом 156.

Во второй половине 3 в. шел процесс дальнейшей централизации Церкви, и к началу 4 в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В ходе превращения Христианства в государственную религию Римской империи укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат.

Христианство очень быстро распространилось среди различных этнических и социальных групп Римской империи. Этому способствовали христианский космополитизм и универсализм нравственных принципов, нивелирующие классовые и национальные различия. На формирование идеологии Х. оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.

Бог, согласно догматам Христианства, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы Церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом. Мифология Христианства основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.

В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Христианство (в меньшей степени это касается протестантства) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи Христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон Христианства — "каждому воздастся по его вере".

В первоначальном Христианстве отсутствовали появившиеся позднее представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении. Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским Вселенскими Соборами Символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.

Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.

В ходе формирования Христианства оно распалось на три основные ветви: католичество, православие, протестантство, в каждой из которых началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.

Согласно Христианству, Бог личностен, в силу чего проявляет в общении с миром людей и иных живых существ совокупность определенных нравственных свойств, главное из которых — любовь. Система таковых свойств образует богоподобие человека, что делает последнего причастным Божественного естества, обладателем бесценного дара личностного бытия. В первоначальной гармонии материального и духовного начал в человеке, с точки зрения Христианства, полагается единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения и восстановлено учением, страданием, крестной смертью и воскресением Иисуса Христа.

Христоцентризм акцентирует в Христианстве феномен искупительной жертвы Христа как установку выходящего за пределы оценочной этики милосердия и спасения ("обожения") человечества, несмотря на его греховность. В соответствии с этим нравственная максима достойного "несения своего креста" накладывается в Христианстве на нормы человеческого поведения: фигура мученика, особо значимый статус страдания ("сердца болезнующего") и аскетизма в христианской этике, что задает глубокий психологизм Христианству: диалогизм со-бытия человека с Богом, максимально реализующийся в феномене откровения; ориентация на рефлексивные формы сознания (напр., культивация осознания собственной греховности — начиная с "Исповеди" Августина — см.); остро личное эмоциональное переживание любви к Богу; парадигма не чувственного и не бесчувственного, но сочувственного отношения к миру и т. п.

Перенесение хронологических акцентов из настоящего в будущее (идея второго пришествия Христа и царствия Божьего на земле) задает в Христианстве парадигму дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Евр 13: 13—14). В этой связи особую значимость обретает в Христианстве феномен сознательной самоизоляции, выпадение из связей "града земного": отшельничество, монашество, добровольное нищенство в западноевропейских "братствах" типа францисканских общин и среди православных юродивых и др.

В этом контексте ориентации на нездешнее ("быть в мире, но не от мира сего") важное место в Христианстве обретают процедуры обрядности. Это проявляется, прежде всего, в феномене "таинства" как акта реального открывания себя сакральной сферой в сфере повседневности: крещение как изглаживание наследственной греховности; причащение как интимное соединение с Иисусом посредством вкушения хлеба и вина, претворенных в "Плоть и Кровь Христову" (признаются всеми конфессиями Х.); миропомазание как передача Даров Святого Духа; священство как введение в право совершения таинств в качестве пастыря; бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью; исповедь как покаяние перед Богом и соборование как испрашивание исцеления души и тела (принимаются православием и католичеством, но не во всем объеме практикуются в протестантстве).

Эволюция Христианства, сохраняя исходный канон вероучения, демонстрирует в настоящее время тенденции обновления (протестантский модернизм, феномен аджорнаменто в католичестве и др.).

Христианство - одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католичество, протестантство в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты). Благодаря универсализму нравственных принципов Х. и, в первую очередь, провозглашаемому кодексу ценностей, основанному на презумпциях равенства, милосердия и любви, идее Спасения, избавления, получило широкое распространение. В 311 Христианство обретает легальный статус, в 324 — становится государственной религией, унифицируется Символ веры. В 1054 в результате разногласий между Восточной и Западной Христианскими Церквами по проблеме филиокве происходит раскол единой Христианской Церкви на православие и католичество. В контексте культурного движения Реформации осуществляется дистанцирование от католичества такой конфессии Христианства, как протестантство (1526).

Христианство - тип культуры, первоначально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем — в контексте западной традиции — разнообразные культуры античности (язычество). В эпоху великих географических открытий в результате миссионерской деятельности различных конфессий Х. переносится как в Северную, так и в Южную Америки, Австралию, а также ряд областей Африки и Азии, где приобретает свои специфические особенности. Христианские основания данного типа культуры задали глубинный дуализм ее базовых мировоззренческих оснований и оказали фундаментальное влияние на развиваемые в контексте этой культуры: мораль, философию, искусство, доминирующие системы ценностей (добро, справедливость, свобода, любовь и счастье) и культурные идеалы.

Ядром Х. как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, рефлексивную самооценку и индивидуальную ответственность за судьбы мира.

В настоящее время в Х. происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в Х. появились серьезные экуменические настроения и движения.

До 5 в. распространение Х. происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии. Начиная с 7 в. Х. сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток. Во второй половине 1 тысячелетия Х. распространилось среди германских и славянских народов.

В 1054 произошел раскол единой Христианской Церкви на католичество и Восточную Церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество Церквей.

В 13—14 вв. Х. распространяется среди прибалтийских народов. К 14 ст. Х. практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

На начало 21 в. число приверженцев Х. во всем мире превышает 1,6 млрд. чел., из них: католики — 1100 млн., протестанты — 400 млн., приверженцы Восточных Церквей — 150 млн.
Категория: Христианство | Добавил: Astra (01.05.2010)
Просмотров: 721 | Рейтинг: 0.0/0 |
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта


Яндекс.Погода


Праздники сегодня

» Статистика


TZvezda © 2017